Вестник Мигранта: Патент для работы:



В конце 2014 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти поправки к закону с 1 января 2015 года отменили систему квот для трудовых мигрантов, прибывающих в Россию из «безвизовых» стран и позволили трудовым мигрантам работать по патентам как у физических, так и у юридических лиц.
Патент – это документ, который позволяет иностранным гражданам работать на территории России. Патенты действуют для граждан Азербайджана, Республики Молдова, Таджикистана, Узбекистана и Украины. 

Патент выглядит как ламинированная карточка бледно-розового цвета, на которой указаны серия и номер патента, срок его действия, паспортные данные и гражданство обладателя.Оформив патент, вы можете работать как в организациях, так и у частных лиц. 




Кто может оформить патент?


Чтобы получить право работать в России, совершеннолетние граждане Азербайджана, Республики Молдова, Таджикистана, Узбекистана и Украины должны получить патент на трудовую деятельность. Неграждане Латвии и Эстонии также должны оформить патент (подробнее...)

Как оформить патент? Какие документы для этого нужны?


Согласно п.2 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет в ФМС перечень необходимых документов:

1) заявление о выдаче патента;
2) две цветные фотографии размером 3х4 без уголка;
3) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве (паспорт);
4) миграционную карту с указанием цели въезда "работа" и с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче иностранному гражданину миграционной карты;
5) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС), заключенный со страховой организацией либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией;
6) медицинскую справку об отсутствии опасных заболеваний и сертификат об отсутствии ВИЧ;
7) документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ;
8) отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет  ("регистрацию");




Сколько действует патент?


Патент будет выдаваться на срок от 1 до 12 месяцев с возможностью продления еще на год. Таким образом, трудовые мигранты смогут законно находиться на территории РФ в течение двух лет.

Чтобы продлить патент, нужно каждый раз обращаться в ФМС?


Чтобы продлить патент, достаточно каждый месяц оплачивать налог - и его срок действия автоматически продлится. А вот чтобы продлить миграционный учет, ошибочно называемый регистрацией, придется каждый раз обращаться в ФМС.

Сколько стоит патент на работу?


На оформление патента уйдет примерно 15-20 тысяч рублей. После этого нужно будет каждый месяц платить определённую сумму налога, которая в каждом регионе разная. Она устанавливается местными властями.




Я забыл заплатить за патент, что делать?


Если вовремя не заплатить за патент, он становится недействительным. И неважно, что вы просрочили срок оплаты за патент на один день, а потом снова заплатили за патент - это напрасно потраченные деньги. Нужно срочно покинуть Россию. Вы можете сразу вернуться и оформить новый патент, не забудьте предупредить своего работодателя.

Я оформил патент в одном регионе, а работу нашёл в другом. Как быть?


В этом случае придется оформлять новый патент в том регионе, где собираетесь работать.




Что нужно делать после получения патента?


В течение 2-х месяцев со дня получения патента необходимо предоставить в территориальный орган ФМС копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), то есть доказать ФМС, что действительно работаете.

Это правило введено для того, чтобы исключить ситуацию, когда мигранты покупают патенты только для того, чтобы легально жить в России, но не работать.

Ваш работодатель должен в течение 3 рабочих дней с даты заключения (или расторжения) договора подать в ФМС специальное уведомление.

Как внести изменения в выданный патент?


Если в течение срока действия патента иностранный гражданин сменил фамилию, имя, отчество либо реквизиты паспорта, то ему необходимо как можно скорее обратиться в территориальный орган ФМС для внесения изменений в патент.




Как иностранный гражданин может переоформить патент?


Нужно предоставить в органы ФМС соответствующие документы на переоформление патента. Минимальный срок предоставления документов – 20 дней до окончания годового срока со дня выдачи патента.




Что делать, если патент потерян или испорчен, как его восстановить?


В этом случае необходимо предоставить в органы ФМС:
• Заявление о выдаче дубликата патента;
• Удостоверение личности (паспорт);
• Миграционную карту, в которой целью визита указана "работа";
• Документы, подтверждающие уплату налога (чек из банка).




В каких случаях патент может быть не выдан, не переоформлен и вообще аннулирован?


1. Если иностранный гражданин не предоставил необходимые документы;
2. Если иностранный гражданин сам заявил о желании прекратить действие патента (аннулировать его);
3. Если иностранный гражданин в течение установленного срока не предоставил договор;
4. Если отсутствуют сведения о его работодателе в Едином Государственном реестре (то есть работал в «левой фирме»).
5. Если не были уплачены страховые взносы в ПФР, ФСС, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Когда можно повторно подать документы на патент, если был отказ в выдаче, переоформлении или патент аннулировали?


Повторно подать документы можно через год со дня отказа в выдаче, переоформлении или аннулировании патента.




Где можно прочитать текст закона о патентах для мигрантов?


Например, вот здесь.



Что делать после  получения патента?

Ответ найдете в этой статье: читать